ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ОДНОЭТАЖНАЯ ДАЧА НА 250 М², 2014
Мы регулярно становимся свидетелями того, как при проектировании будущего дома смелые идеи заканчиваются типовыми решениями: два этажа, один балкон, главный вход и «черный», стандартная планировка на обособленные комнаты, нейтральная отделка. Листая интерьерные журналы, многие задумываются о том, чтобы создать что-то необычное и запоминающееся, но как только дело доходит до реализации, привычная картинка вытесняет мечту. Сегодняшняя экскурсия является отличным примером того, как интересная идея воплощается в жизнь. Проект под названием «Дом в зеленой роще» был отмечен на нескольких профессиональных конкурсах. Его автор — дизайнер Екатерина Грачева – об основных приемах, расставленных акцентах и важных принципах, которые легли в основу этого дома:
8 апреля 2014
Мы регулярно становимся свидетелями того, как при проектировании будущего дома смелые идеи заканчиваются типовыми решениями: два этажа, один балкон, главный вход и «черный», стандартная планировка на обособленные комнаты, нейтральная отделка. Листая интерьерные журналы, многие задумываются о том, чтобы создать что-то необычное и запоминающееся, но как только дело доходит до реализации, привычная картинка вытесняет мечту. Сегодняшняя экскурсия является отличным примером того, как интересная идея воплощается в жизнь. Проект под названием «Дом в зеленой роще» был отмечен на нескольких профессиональных конкурсах. Его автор — дизайнер Екатерина Грачева – об основных приемах, расставленных акцентах и важных принципах, которые легли в основу этого дома:
— С какой просьбой к Вам обратились клиенты? Какие были высказаны пожелания и предпочтения? Дом был уже построен, или проект выбирался совместно с Вами?
— Заказчики — молодая супружеская пара — обратились ко мне с пожеланием построить классическую дачу, дом для временного проживания с семьей во время каникул, отпусков и любой другой возможности выехать на природу. У родителей двое маленьких детей, есть няня, бабушки и дедушки с обеих сторон, друзья, которые тоже приезжают со своими детьми. Одним словом, была поставлена задача разместить всех домочадцев и друзей в коттедже, по возможности отдельно, чтобы они не мешали друг другу во время пребывания.
Поэтому родилась идея строить именно одноэтажный дом, где можно было бы расширять и удлинять строение. Размер участка в 24 сотки позволял это сделать. Владение представляло собой дремучий, непролазный лес. В первый раз мы не смогли даже пройти через него до крайней точки участка, настолько он был завален поваленными деревьями и сухими ветками. Затем лесник указал необходимые под спил деревья — многие из них были больными или дряхлыми. Цель была максимально расчистить лес, но ни в коем случае не губить здоровые, крепкие деревья и кустарники, сохранить естественный ландшафт и вписать дом в натуральную среду.
Таким образом, строения должны были быть ниже, чем деревья, подчеркивая тем самым дачную тематику и слияние с природными условиями (а не выпячивание архитектуры вперед так, что и не вспомнишь, куда приехал — загород или в мегаполис).
Когда место расчистили, впервые стало возможно пройтись по участку и определить свободные от деревьев места, куда и было решено поставить дом.
Те крупномеры, которые впоследствии все же оказались на территории коттеджа, не были спилены. Их окружили террасой или опалубкой. В результате несколько деревьев на дальней веранде так и живут в обрамлении дощатого настила. Когда осенью падают листья, веранда вся покрывается цветным «ковром».
— Идея создания загородного дома площадью 250 кв.м, который был задуман практически одноэтажным, весьма оригинальна и интересна. Расскажите о самом строении: его планировке, площади и функционале? Есть ли гостевой домик на участке?
— В доме предусмотрены девять входов и выходов по периметру, обеспечивающие легкое передвижение по нему. Стеклянные двери-окна распахивают свои створки и подстраиваются под любой сценарий перемещения (выход на террасы, в котельную и прочее).
Гостевой домик родился не сразу. Причиной его возникновения стала необходимость в гараже. Хотелось спрятать машины, чтобы они не портили картинку, и было жаль терять пространство над гаражом, тем более, что одна из бабушек намеревалась жить на даче постоянно. Вход организовали отдельный, весь верхний этаж сделали жилым со своей ванной и кухней.
Кстати, на территории всего домовладения предусмотрены 4 кухни: одна в сторожке под гаражом, вторая – над ним в гостевом отсеке, третья – гостевая в большом доме и четвертая –основная, совмещенная со столовой. В итоге, каждый может комфортно выпить чашечку кофе с утра на своей кухне, не привлекая к себе внимание остальных гостей.
— Немногие готовы пожертвовать драгоценными земельными сотками и выстроить жилое пространство исключительно в горизонтальной плоскости (не считая кабинета). Большой участок – обязательное условие для воплощения такой фантазии?
— Да, конечно, размер участка обязателен для таких экспериментов. Ведь мы расширяемся по земле, занимая таким образом «полезную площадь», которую не жалко, если Вы имеете достаточно земли. И важным моментом стало отсутствие лестницы, которая, на мой взгляд, только мешает в доме. Мало того, что пожилым людям сложно по ней ходить, так еще и «детский» вопрос безопасности нужно было учитывать. Кроме того, практика показывает, что люди живут всегда на 1 этаже, а на 2 или 3 этаж уходят спать. Мне кажется это странным и унылым, к тому же проблематичным, если речь идет, предположим, о больном человеке. За стаканом воды вниз сбегать? А потом снова наверх? А забыл очки — снова вниз? Гимнастика сомнительная. Часто это связано это с тем, что хозяин хочет сэкономить землю и расширяется вверх. Но если места достаточно, то вопрос «зачем?» становится логичным. Я, кстати, думаю, что и на маленьких участках стоит строить одноэтажные дома. Просто нужно поменять свое отношение к земле и воспринимать ее не как место для парников и беседок, а как возможность сделать гармоничным свое жилье, подчиняя его природным условиям, а не наоборот.
— В описании проекта на странице конкурса PinWin Вы сравниваете коттедж с «конюшенкой». Такая планировка может быть одинаково хорошо представлена в любом из стилей, или это все же скорее дачная история с уклоном в классику? На чем решено было сделать основные акценты?
— Я считаю, что нельзя слишком серьезно относиться к интерьеру. Должна быть доля шутки, игры в создании интерьеров и архитектуре. Скучно уподобляться какому-либо одному конкретному стилю. Историзм некий получается… Думаю, его именно и надо избегать, когда зарождается основная идея объекта, его концепт.
Вообще сейчас мы создаем пространство для современного человека, в данном случае для полноценной современной семьи. Не думаю, что слишком серьезная и пафосная история, уходящая в классику, подошла бы. Все же работой движет некая задумка, идея, в основе которой смешение стилей, эклектика. Мы можем включить что-то из истории, но пусть это будут отдельные элементы, а не основное направление.
К примеру, в этой «конюшенке» есть один очень существенный момент, взятый из классической архитектуры — анфиладный принцип (когда помещения плавно перетекают одно в другое, ось движения прямая, двери находятся по этой оси друг за другом). Таким образом, можно организовать «круговое движение » в доме.
Важным архитектурным достижением стала организация окон в верхней части стен, почти у крыши. Хозяева волновались о поступлении в дом достаточного количества света, в результате родилась идея сделать специальные окна для попадания солнечных лучей сверху. Теперь дом светлый, даже когда на улице пасмурно.
— Сейчас не часто встретишь амфиладный принцип в планировке дома. Как грамотно выделить комнаты амфилады и расставить акценты, чтобы все внутреннее пространство не превратилось в один большой «коридор»? Что нужно учесть, чтобы сохранить необходимую приватность для личных комнат?
— Амфилада выполнена преимущественно в общей зоне. Приватность личных комнат обеспечивается тем, что попасть в них можно только из одного места — коридора, который в этом «круговом движении» совсем не участвует. Кроме того, для каждой из зон – парадной, хозяйской, детской, гостевой — предусмотрены отдельные входы/выходы в разных концах дома. И это не считая девяти стеклянных дверей, о которых шла речь вначале.
Гостевые комнаты вполне изолированы и снабжены своей «кухонькой», маленькой прихожей и ванной — приватный, маленький уголок.
Другой конец дома отдан в распоряжение детям. Две детские соседствуют, рядом находится комната няни для удобства, детский гардероб и ванная комната. Отсюда имеется выход на веранду. Там солнечная сторона, и есть шанс принять солнечные ванны.
Родительская же зона отделена от всех остальных общей кухней. Вообще я предпочитаю во всех проектах выявлять и отделять функциональные зоны, в том числе и пространство для родителей (хозяев). Оно, как правило, составляет свою «однокомнатную квартиру» со всем необходимым, расположенную вместе со всеми, но немного поодаль. Личное пространство, кстати, невозможно обрести, если не придерживаться такого принципа.
— Балки – декоративный элемент?
— Балки в доме — конструктивный момент. Они — опора несущих конструкций и просто необходимы.
Элементом дизайна балки стали впоследствии, когда на них стали вешать люстры, и появилась перспектива со стороны библиотеки, или «ленинской комнаты».
«Ленинской» она стала потому, что с мансардного этажа легко наблюдать за происходящим внизу, в столовой-кухне непосредственно. Ну и конечно, давать ценные указания…
— Основной строительный материал — брус, но при этом дерево не является навязчивым в интерьере. Иногда владельцы участков при выборе строительной технологии для будущего коттеджа опасаются использовать брус и бревно, так как боятся в итоге оказаться в «избе». Есть ли какие дизайнерские советы, как сделать деревянный дом современным, а конструктив – лишь фоном, а не главным действующим лицом?
— Да, «домик в деревне» — это особое направление, от которого мы как раз и собирались уйти.
Грань между избой, домом в деревне и современным коттеджем должна быть определена сразу, на этапе проектирования. Если такая цель и понимание идеи есть, то избежать этого момента можно.
Обязательно нужно использовать другие фактуры: гладкие, ровные, специально подобранные для контраста. Металл, стекло, глянцевые поверхности. В данном проекте дом легкий именно за счет большого количества стекла.
Ни в коем случае не оставлять потолок деревянным, так как зрительно это сразу уменьшит высоту и сделает помещение «шкатулкой».
При выборе текстиля акцент должен быть на его простоте и ненавязчивости. Натуральный лен подойдет как нельзя лучше: чтобы не выявлять чрезмерно фактуру дерева, даже скрыть ее, тогда стены из бруса будут фоном, а не содержанием.
Надо сказать, что брус в данном проекте использовался сырой, из архангельской ели, везли его издалека. Подобные сложности были неспроста: произраставшие именно в том регионе очень толстые в диаметре деревья позже хорошо потрескались – красиво и интеллигентно. Деревья как будто знали, что будут в открытом виде позировать в интерьере. Это выглядит как будто их подбирали такими специально, хотя все трещины образовались естественным образом за несколько лет.
— Как выбиралась мебель? Изготавливалось ли что-то специально для данного проекта? Может быть, есть какие-то интересные винтажные находки?
— Мебель на заказ использовалась только в спальне, поскольку кровать там имеет центральное расположение, сзади шкаф — соответственно, должен был быть организован свободный доступ к нему. Поэтому кровать и тумба — это одна композиция, выполненная на заказ по подходящим размерам. Остальная мебель либо привезена хозяевами из прошлых мест обитания, либо приобретена мною в мебельных салонах. Некоторые предметы мебели ведущих европейских фабрик привезены на заказ нашими партнерами. Произошел интересный микс предметов с историей и последних новинок.
Винтажных находок очень много: блошиные рынки, барахолки, вернисажи в Москве, Берлине и Париже были пройдены не раз. Так нашли рабочий стол в кабинет (он раскладывается в игральный), лежанка и сундук для игрушек в детской, старое «прабабушкино» зеркало в спальне, перекрашенное вручную, и антикварное зеркало в гостиной, стоящее на фоне новомодных, «газетных» кресел от Andrew Martin. Контраст — вот, что «цепляет» глаз, сравнение — вот, что интересно!
Есть и интересные «природные» включения в интерьере — мы использовали пенек березы как прикроватный столик в детской. Это одновременно оригинально и экологично.
— Как Надежда Прокопьевна в «Служебном романе» спрашивала «Что сейчас носят?», я интересуюсь: какие наиболее заметные тенденции в интерьерном дизайне сейчас присутствуют?
— Тенденции в интерьерном дизайне – дело изменчивой моды. А мне кажется, хорошо сделанный интерьер — вневременное понятие: не зря мы до сих пор восхищаемся классическими творениями мэтров архитектуры и дизайна.
Но, коротко говоря, то, чего не было раньше — это желания использовать действительно натуральные экологические материалы. Все-таки люди чаще стали обращать внимание на «чистоту» процесса стройки, применять пробку на полу и стенах, дерево, гипсовые и ЭКО-панели. Стали внимательны к тому, из чего сделаны интерьерные краски и тп.
— Есть ли для Вас принципиальное различие в подходах к загородному и городскому пространств? Или дизайн не привязан к месту, а коттедж можно «сыграть» и в городской квартире, и наоборот?
— Различия в подходах есть, и каждому свое место. Интерьер напрямую связан с экстерьером: нельзя в панельном доме «сыграть» во дворец, например. Все же ситуация за окном определяет, и интерьер от нее зависит напрямую. Естественней будет смотреться интерьер, вписанный в окружающую действительность.
Поэтому желательно эксперименты не проводить: в городе создавать городские помещения, а поодаль — загородные. И это не значит, что нельзя выбрать, например, минималистичный стиль для загородного дома. Только он должен соответствовать окружению и быть с ним в правильном контрасте.
Минимализм – мой любимый стиль. Ничего лишнего, только концептуальные решения и чистота линий! Таким образом, архитектура в широком смысле определяет интерьер, но и экстерьер диктует содержание интерьера. Конечно, стилистические решения могут быть различными, нужно только правильно продумать концепцию.
— Как найти стоящего профи среди массы невразумительного предложения (в том же Интернете)? Есть ли сегодня в России популярные дизайнеры интерьеров, к которым стоит очередь из клиентов? Растет ли у нас спрос на услуги дизайнера?
— Спрос на услуги дизайнера растет вслед за возрастающей потребностью людей иметь комфортное жилье: в Москве, в отличии от всей Европы, например, застройщиком сдается площадь «в бетоне». Хорошо или плохо, — мнения разнятся. Но это позволяет заказчику распланировать жилье по своему желанию. Здесь как раз и приходит на помощь дизайнер, в этом случае ему просто необходим. Справится ли сотрудник научного объединения или банковский работник с поставленной задачей – обустроить 200 метров бетона, предположим? Думаю, нет. Это ему не интересно, не понятно, куда двигаться, да и времени нет. Я считаю, что каждый занимается своим делом.
С другой стороны, иногда заказчик вынужденно идет на эти меры: нанимает дизайнера, а потом страдает от недопонимания, требует вариантов, представить их все равно не может, возникает раздражение. Если клиент не готов доверять профессионалу, тогда работа дизайнера может превратиться в функции прораба на стройке: купи, привези, подкрась, черти без остановки варианты, которые сам заказчик выдумывает…
В Европе, в частности в Берлине, нет даже намека на такую самодеятельность. Купив недвижимость, хозяин уже имеет и розетки, и выключатели, и плитку, и паркет… В отделке он может при желании поучаствовать на этапе строительства, учитывая рамки бюджета. Но там такой подход — большая редкость. Обычно хозяин обременен только покупкой и расстановкой мебели, шитьем штор.
Поэтому если уж он и приглашает дизайнера, то это либо краткосрочные консультации, либо уже действительно крупный и сложный объект, в котором ему хочется получить небывалых красот. Конечно, это удел достаточно состоятельных людей. Наши сограждане, в отличии от европейцев, чуть ли не в коммуналке желают «навести порядок» и приглашают для этого дизайнера, что бессмысленно, на мой взгляд.
Вот поэтому стоящего профи среди массы предложений в России найти тяжело. Во-первых, вы должны быть с дизайнером «на одной волне»: говорить об одном и том же, чувствовать так же, спорить, но вырабатывать в этих спорах одно верное решение. Задача не простая, но это самое важное условие удачного проекта. Во-вторых, необходимо доверять.
Работы дизайнера говорят сами за себя: его пристрастия, принципы, забота в его трудах. Популярных дизайнеров очень много, и к ним действительно стоит очередь, но любимый и именно ваш — один, его просто нужно найти!
— Спасибо за интервью!
Автор: Наталья Таран