Skip to main content

ИНТЕРВЬЮ КАТЕРИНЫ ГРАЧЕВОЙ ДЛЯ ИЗДАНИЯ «РАДИ ДОМА PRO», ИЮЛЬ 2021

Екатерина Грачева, дизайнер: «Дизайн интерьера должен стать экологичным и при этом доступным»

Интервью 12/07/2021, Подготовила Мария Шевцова
Дизайнер Екатерина Грачева / Gracheva design ©

Ради Дома PRO продолжает цикл интервью с известными российскими дизайнерами интерьеров. О свежем взгляде на привычные материалы отделки, тренде на экологичность, об отличиях в работе над российскими и зарубежными проектами, а также о возможностях, которые дает качественная планировка, порталу Ради Дома PRO рассказала дизайнер Екатерина Грачева.

— Как изменились предпочтения заказчиков с 2000 года, когда Вы начали заниматься дизайном интерьеров? Есть какие-то решения, про которые можно однозначно сказать, что это — «прошлый век»?

— Уход от дворцовых интерьеров, от чрезмерно пафосной классики — это достижение нашего времени. Конечно, можно создать интерьер с элементами классики (включить антиквариат, винтажные вещи, например), но все-таки это уже трансформация в современность, а не копирование. Поэтому я считаю, что «прошлый век» — это имитация дворянских усадеб и повторение исторических стилей. Сейчас тренд — это современный эклектичный интерьер. 

— По какому принципу Вы отбираете материалы для своих дизайн-проектов? Какую роль играет в этом экологичность? 

— Я — за натуральность. Сейчас эко-стиль, проблемы ресайклинга (переработки материалов) — это очень важно. Мы даже при выборе фабрики всегда смотрим, производят ли они из экологичных материалов. Мы даже отбираем фабрики по категориям экологичного производства. Я стараюсь именно поэтому сотрудничать с европейскими производителями напольных покрытий и мебели. Основные европейские эко-критерии: Recycling, Sustainability, минимизация выбросов СО2, замена вредной химии органическими составляющими. Ввиду растущей эко-сознательности европейских потребителей, местные производители стараются подтвердить качество своей продукции различными эко-сертификатами. К примеру, такими как ISO 14001, CSE, Blauer, Engel. На сегодня в Европе фактор экологии уже превышает фактор цены. И я стараюсь убедить своих клиентов в правильности такого подхода. Ведь дома мы проводим много времени, и нужно стараться максимально экологично обустроить свое жилище. 

— Какие материалы отделки Вы используете чаще других в своей работе и почему?

— Я очень люблю использовать в своих проектах дерево. Деревянный пол, например, у меня может лежать везде: в прихожих, ванных комнатах, гостиных, детских, кухнях. Я считаю, что деревянный пол — это особая экологическая составляющая интерьера, когда мы сливаемся с природой. Поэтому я кладу его даже рядом с ванными и душевыми. В моем доме с паркетом в душевой за 10 лет ничего не случилось. При этом любой паркет можно циклевать три раза, изменяя его цвет и текстуру. Я свой обновила через 8 лет. Поэтому, если хочется изменить настроение в доме, раз в несколько лет это можно делать. А если нет, то паркет таким и останется навек. Дерево хорошо реставрируется, шпаклюется, пятна выводятся — все можно подремонтировать, это удобно (например, в искусственных покрытиях, таких как ламинат, этого сделать вообще нельзя).

— Какие интересные решения по отделке Вы используете в своей работе? 

— В авторском дизайне нужны нестандартные решения, и одно из них — необычное применение материалов. То же дерево можно использовать как на полу, так и на потолках или стенах. Обои также можно использовать везде, потому что у обоев бывает разное основание, на которое наносится рисунок. На последней мебельной выставке в Милане были представлены обои, которые можно клеить в душе вместо плитки, потому что в их основу входит стекловолокно. Я проверяла их в ванной комнате, и с ними действительно ничего не происходит. То есть не надо увлекаться плиткой, ее можно клеить только в тех местах, где она необходима. В остальных лучше использовать другие декоративные материалы, в том числе обои, штукатурки, картины, а лучше даже ручную роспись. Ванные комнаты хорошо бы оформлять, как жилой интерьер, а не только как техническое помещение. Поэтому хорошо бы в них вносить интерьерный декоративный свет, мебель: кресла, банкетки и пр.

— В России есть хорошие производства, или лучше заказывать за границей? 

— В России есть хорошие производства, но их мало и они очень дорогие. Столярка российская и итальянская стоят одинаково. Например, кухня итальянского производителя была мной просчитана у российского, и оказалась на 200 тысяч рублей дороже, чем та же самая кухонная композиция в Италии, причем вместе с логистикой. Поэтому кухни, мебель, свет я чаще заказываю в Италии и Испании. Европейские фабрики проверены, хороши с точки зрения «цена-качество», хорошо подстраиваются под интересы заказчика. Но гардеробные и межкомнатные двери лучше заказывать в России, потому что любые возможные несостыковки здесь исправят быстрее. 

— Есть трудности с заказом материалов из Европы после закрытия границ? 

— Нет, поставки как шли, так и идут. Их никто не отменял. В пандемию была проблема, что были закрыты все европейские фабрики, и из-за простоя оказались большие очереди на производстве. Тогда мне пришлось в двух проектах отказаться от итальянских кухонь и перейти на отечественного производителя.

— Есть ли у Вас проекты за рубежом? Есть какие-то отличия в работе с зарубежными бригадами? 

— У меня были проекты в Берлине и Испании. Сейчас я работаю во Франции и Швейцарии. Чаще всего строительные компании — это русские люди с местными паспортами, которые прожили за границей много лет и у которых есть лицензия. Без нее не получится работать на объекте. Причем с разрешениями там очень большие сложности. Например, на стройках надо ходить в касках, за этим следят. Туда приезжают контролирующие органы, которые могут арестовать стройку, наложить штраф.

— Сложно работать с квартирами из старого фонда?

— В старых домах всегда есть сюрпризы. Например, в домах 1900-х годов очень толстые стены. Когда мы начинаем ремонт, их простукивает мастер. Однажды мы обнаружили в стене глубокую нишу толщиной 80-90 см, из которой я сделала бар. В доме начала прошлого века я открыла спрятанное окно и обнаружила чёрный ход в ванной. Очевидно, что изначально эта комната была кухней, куда входила прислуга. Я считаю, что все скрытые окна надо открывать, потому что лишний источник света никому никогда не вредил. Еще я обнаружила в квартире в послевоенном доме в Берлине натуральный дымоход. Но я не смогла из него сделать камин, потому что не получила разрешение. Но больше хлопот приносит не старый фонд, а дома, возведенные лет 10-15 назад. Например, полукруглые стены вдоль всей квартиры существенно осложняют проектировку интерьеров. Также в квартирах на 180 кв.м. может быть всего три окна, и это очень мало. Отсутствие окон — это чистая экономия застройщиков. Ведь окна не пропадут, можно и в гардеробной сделать окно, и в ванной, и в кладовой, и в постирочной. 

— Были в Вашей практике необычные планировочные решения? 

— Я всегда делаю вместо кухни вторую детскую, когда рождается второй ребенок и площадь гостиной позволяет. Кухню можно двигать, это не санузел, где есть канализация. Но это тоже требует согласований. В Берлине, например, я объединила спальню, гардероб и ванную, избавившись от кладовки. Причём гардероб расположила в самой ванной, то есть получилось три в одном. Все удивлялись, что открытый гардероб находится в ванной, но там было два окна, а окно — это лучший способ вентиляции. Кроме того, я уверена, что объединять комнаты тематически — это правильно, и надо так делать для каждого члена семьи: и для детей, и для взрослых, и для бабушек с дедушками.

— Какие тенденции существуют в строительстве частных домов?

— Я считаю, что нужно строить одноэтажные конструкции. Тогда одно помещение перетекает в другое, получается анфиладная планировка, образовывается круговое движение: один член семьи идет в одну сторону, второй — в другую сторону, и никто не мешает друг другу. Желательно при этом иметь много выходов и входов в дом. Кроме того, при одноэтажном строительстве мы отказываемся от лестницы, которая занимает треть дома! На ней постоянно «живут» молодые мамы, потому что дети с нее падают, бабушки вынуждены бегать по ней туда-сюда и тоже падают. Я считаю, что лестница — это враг в доме, её надо исключить. Чтобы строить по такому принципу, конечно, нужно много земли, но в России мы это можем себе позволить, здесь у людей большие территории, участки. И я категорически против подвалов и душных мансард.

— Сложно найти хорошего исполнителя, который качественно реализует Ваши решения?

— В России есть исполнители, которые делают качественно, но сложно найти коммуникативно позитивного, мобильного и ответственного. Чтобы у человека был развит вкус и «насмотренность». При этом в России всё, что качественно, дорого! И у нас человек не работает по инструкции, поэтому может сорвать сроки и пр. В Европе есть инструкция, но там другая проблема — каждый работает узконаправленно. Если в России есть мастера, которые делают самостоятельно все работы и мыслят широко на результат, то в Европе один снимает замеры, другой собирает кухню, третий кладет плитку, и нет согласованности в их действиях.

— Ваши пожелания к рынку товаров для строительства, ремонта и интерьерного дизайна? 

— Хотелось бы разнообразить масс-маркет, потому что сейчас это гипермаркеты строительных материалов, а нам надо открывать маленькие магазины декора, доступные по ценам. Но в то же время я понимаю, что открыть их сложно, потому что очень дорогая аренда в локациях, где есть большая проходимость, где это было бы правильно сделать. Вообще, дизайн должен стать доступным, чтобы мы наконец перестали желать «дворцы», а приступили к творчеству. Кроме того, нигде, как в России, нет таких жестких требований к дизайнерским, строительным работам: каждый шов, каждый стык, каждая деталь должны быть четко продуманы и сделаны. Таких требований нет в Европе, там вообще идет тенденция на переосмысление в сторону упрощения организации своего пространства, тенденция к осознанному потреблению, чего в России, в сожалению, пока нет. И хорошо бы нам с вами к этому стремиться.